Untitled Document
Школа вокала Наталии Княжинской

тел: 8(963)670-0890

www.knyazhinskaya.ru

На главную
Обучение вокалу
Эстрадный вокал
Джазовый вокал
Рок вокал
Академический вокал
Наши семинары
Как научиться петь
Развитие голоса
Уникальный метод Наталии Княжинской
Постановка голоса
Школа вокала
Уроки вокала
Наши педагоги
Программа обучения
Кабинет психологического консультирования
Голосовые психотехники
Контакты
Визаж и фотосессия
Коучинг
Уроки пения
Голосовой аппарат
Упражения для развития голоса
Об авторе
Краткая автобиография
Творческая деятельность
Моим родителям посвящается
Обратная связь
Психологические тренниги
Полезная информация
Untitled Document

Влияние эмоционального состояния на голосообразование и общее физическое и психическое состояние.

Состояние внутреннего покоя и уверенности обычно приходит с большим опытом, хотя важно знать, что хотя бы даже стремление к внутреннему спокойствию играет важную роль в жизни каждого индивидуума. Артисту, например, невозможно выйти на сцену, переживая бытовые неурядицы и волнения. Посторонние мысли не просто мешают сосредоточиться на исполняемом произведении, а закрепощают самого исполнителя, словно связывая его по рукам и ногам. Но чаще, конечно, зажатость исполнителя возникает, к сожалению, не из-за банальных бытовых проблем. Источником зажима могут являться более глубокие переживания, спрятанные в далёкие тайники души, вытесненные в подсознание. Чаще всего результатом являются фрустрации, психическая напряжённость, неврозоподобные расстройства, депрессивные состояния.

Работа с клиентами, которые переживают подобное состояние, требует невероятно тонкого чувства, интуиции и такта. Это похоже на попытку погладить маленькую птичку. Самое главное не спугнуть её, а постараться, что бы она сама села на руку и что бы ей стало уютно и тепло на вашей руке. Нужно, что бы она доверяла вам, и только тогда вы сможете нежно прикоснуться к ней и затем снова отпустить на волю.

Как уже говорилось в главе о дыхании, эмоциональное и психологическое состояние исполнителя влияет на дыхательную функцию.

В русском языке существует множество выражений характеризующих эмоциональное состояние человека, влияющее на голос и дыхание. Например: « В зобу дыхание спёрло», ( от радости, неожиданности), «заголосили»( громко закричали, заплакали), « дышите глубже»( будьте внимательны, радуйтесь) (шуточное обращение), «чуть дыша»( нежно, тихо), «дыхание жизни» ( широкое смысловое значение), « не дыша» (совсем незаметно, очень тихо), «нет слов» ( от возмущения, от обиды), «охрип» ( от долгого спора, объяснений), « перехватило дыхание» ( от страха, от неожиданности), « потерял дар речи» ( от удивления, от увиденного чуда), «вопить» (громко кричать, призывать), « Глас вопиющего в пустыне» ( библейское выражение относится к Иоанну Крестителю, который возвестил людям об Иисусе Христе- спасителе мира.) Существует ещё множество подобных выражений придуманных человеком, так как мы выражаем свои эмоции словами, жестами и голосом.

Почему человек может охрипнуть в споре? ( Спорят до хрипоты). Эмоции начинают переполнять, человек нервничает, может даже подняться давление, идёт прилив крови к голове, и как следствие этого – набухание голосовых связок, отёк и неполное смыкание, при сильном напряжении связок. Затем – хрипота, временная потеря голоса. Причём всё это может произойти за считанные секунды, так, что человек даже не заметит всех этих предупреждающих симптомов, и всё только потому, что нахлынувшие эмоции пересилили остальные человеческие чувства.

Например, ещё одна причина потери голоса - привычный зажим в области шеи. Такому человеку всегда трудно говорить громко, и в момент раздражения происходит эмоциональный срыв, когда хочется закричать, а нечем…. Но зажим возникает, как правило, из глубинных психологических проблем. И тот - же зажим шейных мышц, может возникнуть из-за причин разного характера.

Частое невротическое состояние, состояние тревоги, страха, комплекс неполноценности, забытые детские переживания, которые старательно маскируются внешними физическими проявлениями, эмоциональная регидность. Следствие этого – зажимы в разных частях тела, так мешающие человеку быть свободным. Рассматривая в данном контексте концепцию Франца Александера становится особенно понятно значение эмоционального состояния. Франц Александер исходит из того, что «каждой эмоциональной ситуации соответствует специфический синдром физических изменений, психосоматических реакций, такой как, смех, плач, покраснение, изменения в сердечном ритме, дыхании и т. д. а так же «эмоциональные воздействия могут подавлять работу любого органа» ( Франц Александер, «Психосоматическая медицина» стр.9 Москва 2006 г.)

«Анализируя медицинскую литературу, можно отметить множество изолированных наблюдений относительно роли эмоциональных факторов при соматических расстройствах». « В подавляющем большинстве случаев эмоциональное расстройство описывалось как тревожность - термин, слишком часто используемый при описании любой разновидности эмоционального напряжения. Хотя выявленная связь тревожности с соматическим расстройством даёт не так много информации о роли специфических психологических факторов, тем не менее, благодаря таким наблюдениям стало очевидно, что психиатрическая помощь – важная и неотъемлемая часть медицинской работы с пациентом.» ( Франц Александер стр. 95 , 2006 год)

Франц Александер так же усматривает тесную связь между дыхательной и эмоционально – экспрессивной функциями и считает вероятным, что в возникновении большинства заболеваний и расстройств дыхательных путей важную роль играют психологические факторы. Однако, к сожалению, до настоящего времени систематические исследования в этой области ограничивались только исследованиями бронхиальной астмы.

Вот что пишет о эмоциональном состоянии Л. Дмитриев в «Основах вокальной методики» (Москва – Музыка 2007): «Эмоции тесно связаны с работой подкорковых центров, вегетативной нервной системы. Возникнув в результате деятельности коры, возбуждение иррадиирует в подкорку, которая меняет работу внутренних органов и систем, сообщает иной тонус и нервной системе. Именно поэтому эмоции всегда выражаются в ряде вегетативных реакций: меняется дыхание, сердцебиение, люди бледнеют или краснеют, потеют или покрываются «мурашками», дрожат, ощущают пересохшее горло и т.п. Сильнейшим образом под влиянием эмоций меняется двигательная сфера. Эмоции всегда выражаются в мимике, в характере движений, в речи. Под их влиянием меняется тембр и высота, на которой человек говорит, манера формирования слов и быстрота речи и т.п. Например, часто на экзамене речь ученика под влиянием отрицательных эмоций становится слабой, плохо слышной, голос прерывается. Наоборот, в состоянии возбуждения человек говорит громко, повышенным тоном, быстро.

Голос певца- замечательный инструмент, который может выразить удивительно полно разнообразные состояния человека. Меняя тембр, динамику, манеру произнесения слова, можно одними голосовыми средствами глубоко раскрывать содержание произведения, создавая вокальный образ».

Таким образом, становится понятно, что эмоциональное состояние напрямую отображается в дыхании и голосе, а так же оказывает непосредственное влияние на физиологическое состояние голосового аппарата.

 
 
Rambler's Top100